[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Ψυχαΐτης] (2-я пол. VIII - нач. IX в.), прп., исп. (пам. 26 мая; пам. греч. 7 мая). Основным источником сведений об И. П. является анонимное Житие (BHG, N 896), составленное монахом, современником святого. Оно сохранилось в 2 рукописях, одна из к-рых датируется IX в. Издание было осуществлено П. ван ден Веном в 1902 г.
Согласно Житию, родиной святого была небольшая деревня в феме Вукелларии на севере М. Азии. Его отца звали Лев, он был иереем, при этом зарабатывал на жизнь строительством церквей и часовен. Впосл. семья поселилась в одной из деревень Никомидийской епархии. Кроме И. П. в семье были сыновья Феодор и Филипп и дочь Евфросиния. Отец воспитывал детей в любви к Богу, занимался их обучением, преподавал им Свящ. Писание.
Когда дети выросли, он заговорил с ними о браке, но они предпочли вместе с родителями вести монашескую жизнь. Некий муж Антоний из лавры прп. Антония Великого научил их правилам монашеской жизни. Отец семейства вскоре понял, что женщинам тяжело вести такой же образ жизни, как и мужчинам, и тогда он отправил их в некий монастырь, а сам вместе с 3 сыновьями направился в К-поль. Они пришли в мон-рь Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь) и были встречены настоятелем по имени Георгий, приняли постриг и подвизались в этом мон-ре. Вскоре отец И. П. и младший брат Филипп отошли ко Господу; И. П. был рукоположен св. Тарасием, патриархом К-польским, во диакона, а Феодор - во иерея. И. П. всегда отличался кротостью, приветливостью с братией, обладал даром смирения и красноречия. Видя достоинства И. П., игумен назначил его экономом монастыря, а затем рукоположил во пресвитера.
Через нек-рое время некий патрикий Михаил оставил мирскую жизнь, стал монахом и все свое состояние потратил на строительство мон-ря (Пресв. Богородицы «тон Психа». Информация об этом монастыре содержится только в Житии И. П., по косвенным сведениям можно судить о его местоположении: он находился за городскими стенами, на европейском берегу Босфора. См.: Janin. Églises et monastères. P. 242-243). Он обратился к правившей тогда св. имп. Ирине (797-802) с просьбой прислать в его мон-рь И. П. и его брата Феодора. Феодор был поставлен игуменом монастыря, а И. П.- экономом, так же как и в монастыре в Пиги. Однажды И. П., отправившийся в путь по делам монастыря, был чудесным образом спасен от гибели.
Когда Феодора поставили епископом, управление мон-рем принял на себя И. П., к-рый и до этого много заботился о мон-ре и разумно управлял им. Став игуменом, И. П. первым делом занялся восстановлением построек обители, разрушенных из-за нашествия варваров (речь идет об осаде К-поля булгарским ханом Крумом в 813).
Когда начались гонения на иконопочитателей при имп. Льве V Армянине (813-820), И. П. отказался от общения с иконоборческим патриархом Феодотом и призывал братию сохранять твердость в вере; кто-то из его мон-ря донес на него, И. П. был арестован епархом и предстал перед судом. Его стойкости не сломили ни уговоры, ни пытки (избиение кнутом). Тогда его заключили в темницу, а затем отправили в ссылку. Через некоторое время он снова предстал перед судом, на этот раз самого имп. Льва. Однако вновь он остался неколебим в вере, за что разгневанный император приказал содержать его в еще более тяжелых условиях, чем прежде, и лишить его пищи и питья. Вскоре святой вновь был отправлен в ссылку, где и провел неск. лет до тех пор, пока не умер имп. Лев V (дек. 820). После освобождения он отправился в Херсонес и обосновался там вместе с др. монахами (упоминание этого города дает нам сведения о месте последней ссылки И. П.- Крыме). Вскоре после этого он сподобился за свои подвиги особой милости от Господа: однажды во время совместной молитвы с братьями из его уст вышел огонь и поднялся в небо; после этого И. П. получил дар исцеления и изгнания нечистых духов. К И. П. стали приходить люди из всех близлежащих областей. Но он захотел вернуться в К-поль, чтобы избежать суеты от большого стечения людей. Призвав своего ученика Парфения, он отправился в путь. Людям же обещал вернуться, чтобы они пропустили его и позволили уйти. Большая толпа вышла из города провожать святого. И. П. и Парфений прибыли в столицу, где И. П. поклонился всем святыням, а затем направился в свой мон-рь. Вскоре после возвращения он сильно заболел и предсказал ученику точный день своей кончины. Он призвал всю братию монастыря и наставлял их, пока не предал дух в руки Господа. Сразу же над его телом стали совершаться чудеса исцеления. Вероятнее всего, кончина святого наступила во время правления имп. Михаила II Травла, т. е. ок. 820-829 гг.
Авторы Просопографического словаря средневизант. периода говорят о неточности датировок в тексте Жития. Так, ставится под сомнение указание на правление св. имп. Ирины во время основания мон-ря Пресв. Богородицы «тон Психа»: в этом месте Жития говорится о неких «правителях» в муж. роде (τοὺς κρατοῦντας τῶν σκῆπτρων), и только затем упоминается св. имп. Ирина. Т. о., имя императрицы может быть более поздней вставкой, а события происходили во время правления др. императора; или же можно говорить о том периоде, когда св. имп. Ирина являлась соправительницей своего сына Константина VI, т. е. о 780-797 гг.
Житие святого также является ценнейшим источником информации об образовании в Византии в нач. IX в., что неоднократно отмечалось разными учеными (см.: Dvorník F. Les légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. P. 29-31; Miller D. A. Imperial Constantinople. N. Y., 1969. P. 101).
В Синаксаре К-польской ц. содержится заметка об И. П. под 24 мая. Отдельные рукописи также указывают день его памяти 23, 25, 26, 28 и 30 мая. В греч. Минее (Венеция, 1895) память святого значится под 7 мая; эта дата отмечается Элладской Православной Церковью как день памяти святого.
В важных памятниках Студийского устава - Студийско-Алексиевском 1034 г., Евергетидском 2-й пол. XI в. и Мессинском 1131 г. Типиконах - И. П. не упоминается, хотя в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 64) 23 мая встречается последование И. П., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава, сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 216), память И. отмечается 27 мая (совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»), однако в более поздних редакциях, включая современные богослужебные книги, последование И. П. отсутствует. По рукописям известны песнопения в честь И. П.: канон, составленный гимнографом Феофаном, с акростихом ᾿Ιωάννην τὸν θεῖον ὑμνῶ προφρόνως (Иоанна божественного воспою всей душой) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ κυρίῳ̇ ( ), нач.: ῎Ιθυνάς σου τὸν βίον πάτερ ᾿Ιωάννη δι᾿ἀσκήσεως ( ) со 2-й песнью (AHG. T. 9. P. 270-279; см. также: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 64); седален (AHG. T. 9. P. 273).